г. Москва

(499) 645-95-01

msk@kransib.ru

г. Красноярск

(391) 268-23-68

kran@kransib.ru

ПБ 10-559-03

Правила устройства и безопасной эксплуатации пассажирских подвесных и буксировочных дорог

 

Утверждены
Постановлением
Госгортехнадзора России
от 16.05.2003 N 32

Утратил силу с 22 октября 2014 г.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Правила устанавливают требования к конструкции, устройству, проектированию, изготовлению, реконструкции, ремонту, монтажу и эксплуатации пассажирских канатных дорог (ПКД).

1.2. Настоящие Правила распространяются на ПКД следующих типов:

а) подвесные одноканатные с кольцевым движением постоянно закрепленного на несуще-тяговом канате подвижного состава;

б) подвесные одно- и двухканатные с кольцевым движением закрепленного на несуще-тяговом (тяговом) канате и отцепляемого на станциях подвижного состава;

в) подвесные одно- и двухканатные с маятниковым движением подвижного состава;

г) буксировочные для лыжников с постоянно закрепленными на тяговом канате буксировочными устройствами;

д) буксировочные для лыжников с закрепленными на тяговом канате и отцепляемыми на станциях буксировочными устройствами.

1.3. Настоящие Правила не распространяются на подземные подвесные канатные дороги и фуникулеры.

1.4. Проектирование, изготовление, монтаж и эксплуатация ПКД должны осуществляться в соответствии с настоящими правилами, государственными стандартами (ГОСТ), строительными нормами и правилами (СНиП), правилами устройства электроустановок (ПУЭ), правилами эксплуатации электроустановок потребителей, правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей и специальными техническими условиями на оборудование и сооружения ПКД, утвержденными в установленном порядке.

1.5. Оборудование ПКД, приобретаемое за рубежом, должно соответствовать требованиям настоящих Правил. Соответствие должно быть подтверждено экспертным заключением и разрешением на применение Госгортехнадзора России.

Возможные отступления от Правил, выявленные в процессе экспертизы проектной и эксплуатационной документации, должны быть согласованы владельцем, поставщиком или изготовителем с Госгортехнадзором России до начала строительства ПКД.

Проектная и эксплуатационная документация, поставляемая с ПКД, должна быть представлена на русском языке и соответствовать требованиям настоящих Правил.

1.6. Ответственность за качество всей дороги в целом, соответствие настоящим Правилам и стандартам, а также за правильное оформление всей технической документации должна возлагаться на генеральную подрядную организацию.

II. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Требования к проекту

2.1.1. Разработку проекта ПКД должна осуществлять специализированная организация.

Все изменения в проекте, возникающие при изготовлении, монтаже, ремонте или реконструкции, должны быть согласованы с организацией, разработавшей проект ПКД, или другой специализированной организацией.

2.1.2. В проект ПКД включается:

а) техническое задание на проектирование;

б) геологические изыскания и сведения по лавиноопасности;

в) пояснительная записка с приведением основных технических данных о канатной дороге (условий установки), расчетных схем и нагрузок, расчета и исполнения отдельных элементов (канатов, опор, приводов, подвижного состава и т.д.);

г) профиль канатной дороги с данными о всех пересечениях с другими канатными дорогами, трассами и прочими транспортными и водными путями, электрическими проводами, нефте-, газо-, водопроводами и т.п.;

д) необходимые поперечные сечения (например, в масштабе 1:50 или 1:100) на станциях, трассе, сечения сооружений на трассе с указанием габаритов приближения при прохождении мимо построек, каменных глыб и т.д.;

е) электрическую и гидравлическую части проекта ПКД, включая системы энергоснабжения, управления, связи и сигнализации;

ж) комплект рабочих чертежей узлов и оборудования, строительных конструкций, функциональную и монтажную электрические схемы;

з) комплект эксплуатационных документов (паспорт, техническое описание и руководство по эксплуатации).

К проекту ПКД должно прилагаться заключение экспертизы промышленной безопасности на проектную документацию.

2.1.3. Проект ПКД должен содержать раздел по оценке риска аварии и связанной с ней угрозы (ущерба), а также план организации работ в аварийных ситуациях.

При оценке риска аварий следует проанализировать различные сценарии, отражающие как наиболее типичные и вероятные, так и неблагоприятные (как правило, маловероятные) события. Следует детально выявить условия и оценить вероятность реализации сценариев аварий с причинением вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, обслуживающего персонала и других лиц, а также окружающей природной среде.

 

2.2. Общие требования к проектированию

2.2.1. Для расчета подвижного состава дороги следует принимать нагрузку от одного пассажира не менее:

- для одноместного подвижного состава - 0,90 кН;

- для двух- и трехместного подвижного состава - 0,85 кН;

- для четырехместного подвижного состава - 0,80 кН;

- для подвижного состава вместимостью более 4-х пассажиров - 0,75 кН.

2.2.2. Для расчета дороги в целом нагрузка от одного пассажира принимается не менее 0,75 кН.

2.2.3. Запас прочности (отношение временного сопротивления материала к напряжению от максимальных статических нагрузок) всех несущих элементов механического оборудования ПКД должен быть не менее пяти. Детали, воспринимающие динамические нагрузки, должны быть дополнительно проверены на усталостную прочность.

2.2.4. Конструкция и размещение оборудования по трассе ППКД должны обеспечить возможность свободного продольного качания подвижного состава на угол +/- 20 град.

2.2.5. Фундаменты сооружений ПКД должны возвышаться над поверхностью земли не менее чем на 0,1 м.

 

2.3. Канаты

2.3.1. Стальные канаты, применяемые на пассажирских канатных дорогах, должны изготавливаться из проволоки марки "ВК" или "В", грузо-людского назначения, нераскручивающиеся и по своим механическим и качественным характеристикам соответствовать требованиям действующих стандартов (технических условий). Соответствие канатов должно подтверждаться сертификатами заводов-изготовителей.

При отсутствии сертификатов канаты до навески на ПКД должны быть испытаны на канатоиспытательной станции. Испытания должны проводиться для круглопрядных канатов в соответствии с ГОСТ 3241, канатов закрытой конструкции - по ГОСТ 18899. После проведения испытаний должно быть выдано свидетельство об испытании.

2.3.2. При сооружении канатной дороги должны применяться только вновь изготовленные канаты.

Допускается повторно использовать несуще-тяговые канаты после проведения экспертизы промышленной безопасности каната с использованием неразрушающих методов контроля.

2.3.3. При выборе канаты должны быть проверены расчетом на прочность при растяжении по формуле:

F0 >= S x кЗ,

где F0 - разрывное усилие каната в целом, принимаемое по сертификату или свидетельству об испытании;

S - наибольшее натяжение каната;

кЗ - минимальный коэффициент запаса прочности (табл. 1).

При указании в сертификате предприятия-изготовителя (свидетельстве об испытании) суммарного разрывного усилия всех проволок разрывное усилие каната в целом может быть определено путем умножения суммарного разрывного усилия всех проволок на поправочный коэффициент.

Поправочный коэффициент должен приниматься по стандарту для каждого конкретной конструкции, выбранного каната. В случае отсутствия такого стандарта поправочный коэффициент для круглопрядных канатов должен приниматься 0,83, для канатов закрытой конструкции - 0,9.

2.3.4. При определении натяжения несущего каната необходимо учитывать массу противовеса (а при наличии гидравлического натяжного устройства - развиваемое им усилие), составляющие массы каната, сопротивление в натяжных устройствах и на башмаках. При заякоренном с двух концов канате необходимо учитывать массу каната и его загрузку, сопротивление на башмаках, температурные, ветровые и гололедные воздействия.

Силы инерции и тормозное усилие, передающиеся на канат при срабатывании ловителя вагона, не учитываются.

В случаях учета тормозного усилия от ловителя вагона или воздействия ветра и льда при нерабочем состоянии канатной дороги - см. примечания табл. 1.

2.3.5. Минимальное натяжение несущего каната для маятниковых дорог с натяжным устройством должно быть не менее 10Fпс (Fпс - вес груженого подвижного состава), а нагрузка на одно ходовое колесо подвижного состава должна составлять не более 1/60 минимального натяжения несущего каната.

2.3.6. При определении натяжения несуще-тягового и тягового канатов необходимо учитывать массу противовеса (при наличии гидравлического натяжного устройства - развиваемое им усилие), составляющие массы каната и нагруженного подвижного состава, сопротивление в натяжных устройствах, опорных роликах и шкивах на станциях. Силы инерции не учитываются.

2.3.7. Минимальное натяжение несуще-тягового каната должно быть не менее 15Fпс.

2.3.8. В зависимости от назначения предпочтительно применять стальные канаты следующих типов и конструкций:

- в качестве несущих и вантовых канатов - канаты закрытой конструкции или многопрядные канаты с металлическим сердечником;

- в качестве несуще-тяговых, тяговых и натяжных канатов к ним - круглопрядные канаты двойной свивки с линейным касанием проволок с органическим сердечником;

- в качестве натяжных канатов к несущим - канаты тройной свивки с металлическим сердечником;

- в качестве канатов для подвески электрокабеля - канаты одинарной свивки.

2.3.9. Несущие, несуще-тяговые, тяговые и натяжные канаты, срок хранения которых превысил гарантийный срок, перед навеской на дорогу должны быть испытаны на канатоиспытательной станции.

2.3.10. Канаты буксировочных устройств могут быть стальными, из полимерного материала либо комбинированных материалов.

Рекомендуется применять стальные оцинкованные канаты двойной свивки.

2.3.11. Канаты буксировочных устройств должны обладать разрывным усилием не менее 4000 Н при одноместном и 8000 Н при двухместном буксировочных устройствах.

2.3.12. Браковка стальных канатов производится по нормам, приведенным в приложении 9.

 

2.4. Крепление и соединение канатов

2.4.1. Каждый из концов несущего каната должен закрепляться при помощи муфты или якорного барабана.

2.4.2. Несущий канат закрытой конструкции должен крепиться в муфте заливкой легкоплавким сплавом или клиньями.

2.4.3. Многопрядные канаты, применяемые в качестве несущих, тяговых и натяжных, должны крепиться в муфте заливкой легкоплавким сплавом.

2.4.4. Применение зажимов для крепления канатов допускается при соединении натяжного каната с противовесом или натяжной тележкой, а также для крепления тягового каната к тележке вагона или кабины.

Для крепления натяжного каната к противовесу или натяжной тележке также допускается применение стальных коушей или клиновых втулок (с зажимами). Количество зажимов должно определяться расчетом и быть не менее трех.

2.4.5. Муфты должны быть стальными и иметь клеймо изготовителя с указанием диаметра каната, расчетного усилия.

Концевые и переходные муфты несущих и натяжных канатов должны быть использованы не более одного раза. Муфты тяговых канатов могут использоваться повторно, если при их демонтаже они не были подвергнуты нагреванию, а также не имеют видимых повреждений.

Применение литых муфт не допускается.

2.4.6. При закреплении конца несущего каната с помощью барабана число витков каната на барабане должно быть не менее трех. Витки должны располагаться в один слой.

Конец каната, сходящий с барабана, должен быть закреплен не менее чем двумя зажимами, каждый из которых должен рассчитываться на усилие, равное не менее 20% максимального расчетного натяжения несущего каната.

2.4.7. Количество счалок при сращивании тяговых и несуще-тяговых канатов должно быть минимальным и определяться с учетом длины поставляемых канатов.

Минимальная длина счалки должна быть не менее 1300dк (dк - номинальный диаметр каната). При выполнении двух и более счалок расстояние между ними должно быть не менее 3000dк.

2.4.8. Диаметр каната в зоне счалки не должен превышать номинальный диаметр каната более чем на 8%.

2.4.9. Сращивание несущего каната на участке движения подвижного состава, а также сращивание натяжных канатов не допускается.

2.4.10. Сращивание и крепление концов каната в муфте должны выполняться квалифицированным специалистом, прошедшим обучение и сдавшим экзамен.

 

2.5. Материалы для металлоконструкций и оборудования, их сварка и покрытие

2.5.1. Материалы для изготовления металлоконструкций и оборудования ПКД должны выбираться на основании расчетов, выполненных с учетом режима работы, климатических и сейсмических условий места сооружения ПКД в соответствии с указаниями, приведенными в нормативной документации по ПКД.

Качество материалов должно подтверждаться сертификатами поставщиков и входным контролем. При отсутствии сертификата материал должен быть испытан аттестованной лабораторией в соответствии с нормативной документацией. Применение материалов без сертификата качества и проверки их на соответствие требованиям нормативных документов, утвержденных в установленном порядке, не допускается.

2.5.2. В металлоконструкциях, устанавливаемых на открытом воздухе, должен применяться прокатный металл:

- открытого профиля - толщиной не менее 4 мм;

- закрытого профиля и труб - толщиной не менее 2,5 мм.

2.5.3. Сварка металлоконструкций ПКД должна выполняться с учетом требований, изложенных в нормативной документации по ПКД. Сварочные материалы должны обеспечить механические свойства металла шва и сварного соединения не ниже нижнего предела показателей основного металла.

2.5.4. Все металлические конструкции станций, опор, наружные элементы оборудования должны иметь антикоррозийное покрытие, а деревянные конструкции - антисептическое покрытие и окраску. Закрытые металлические конструкции должны иметь дренажные отверстия.

2.5.5. В качестве футеровки желобов шкивов, блоков, ходовых колес и роликов должны применяться эластичные материалы.

2.5.6. В качестве футеровки желобов опорных башмаков, по которым несущий канат перемещается при работе дороги, должен применяться антифрикционный материал (например, бронза).

2.5.7. В качестве футеровки желобов опорных башмаков, на которых несущий каната лежит неподвижно, барабана для заякоривания каната, а также опорной роликовой цепи под канат должен применяться эластичный материал либо дерево.

 

2.6. Натяжные устройства для канатов

2.6.1. Натяжение несущего, несуще-тягового и тягового канатов должно создаваться противовесом либо другим устройством, обеспечивающим величину натяжения в пределах, определенных расчетом.

2.6.2. При применении нескольких натяжных канатов должно быть обеспечено равномерное их натяжение.

2.6.3. При заякоривании концов несущего каната должно быть предусмотрено устройство для регулирования натяжения.

2.6.4. Для несущих канатов ПКД с промежуточными опорами должна быть предусмотрена дополнительная длина каната, равная удвоенной длине опорного башмака плюс 20 м, для возможности перемещения каната. Эта часть каната может находиться на барабане или вне его.

Перемещение несущего каната выполняется один раз в три года или по результатам дефектоскопии при наличии дефектов в зоне перегиба каната на башмаках опор и станций.

2.6.5. Ход натяжного устройства несущего каната рассчитывается в каждом конкретном случае с учетом возможной наибольшей разности провесов от колебаний нагрузки, ожидаемых температурных колебаний, упругого и остаточного удлинения каната, а также запаса хода натяжного устройства не менее 1 м. При ограниченных возможностях хода натяжного устройства остаточное удлинение каната может не учитываться. В этом случае при эксплуатации дороги канат, по мере необходимости, должен укорачиваться.

2.6.6. Ход натяжного устройства несуще-тягового и тягового канатов рассчитывается, исходя из возможной наибольшей разности провесов от колебания нагрузки, ожидаемых температурных колебаний, упругого и остаточного удлинения каната.

Для компенсации остаточного удлинения несуще-тягового и тягового канатов и изменения их длины при сезонных температурных колебаний должны быть предусмотрены приспособления для установки натяжного устройства в проектное положение либо другие мероприятия.

2.6.7. Ход натяжного устройства должен ограничиваться упорами и контролироваться концевыми выключателями. В случае применения противовеса зазор между ним и стеной со стороны направляющих должен быть не менее 0,7 м, а с других сторон - не менее 0,5 м.

2.6.8. Противовесы должны быть изготовлены в виде бетонных или железобетонных плит, а также каркасных ящиков, заполненных бетонными или металлическими блоками. Дополнительно к противовесу могут подвешиваться металлические цепи. При ручной загрузке масса каждого блока не должна превышать 30 кг.

Площадка под противовесом должна быть ограждена.

При расположении противовеса в приямке последний должен быть также защищен от попадания воды, снега и льда.

2.6.9. Масса противовеса или усилие, развиваемое гидроцилиндрами натяжного устройства, должны быть указаны в паспорте ПКД.

2.6.10. При натяжении канатов гидравлическим устройством должны быть соблюдены следующие требования:

- давление в гидроцилиндрах или развиваемое ими усилие должно регистрироваться соответствующими приборами;

- гидроцилиндры должны быть оснащены устройствами, автоматически закрывающими напорную полость гидроцилиндра при повреждении трубопровода;

- должно быть обеспечено автоматическое поддерживание расчетного натяжного усилия с колебаниями в пределах +/- 10%, а также автоматическое отключение привода дороги при выходе из этого диапазона;

- для регистрации запаса гидравлической жидкости должен быть установлен прибор визуального контроля.

 

2.7. Барабаны, шкивы, ролики, опорные и направляющие башмаки

2.7.1. Допускаемый диаметр барабана, шкива, ролика, башмака, опорной шины роликовой цепи, огибаемых стальным канатом, определяется по формуле:

D >= dк x е,

где: D - диаметр барабана, шкива, ролика, башмака, опорной шины роликовой цепи, измеряемый по осевой линии навитого каната, мм;

dк - диаметр каната, мм;

е - коэффициент, зависящий от назначения каната, барабана, шкива, ролика и т.д. (значение "е" приведено в табл. 2).

2.7.2. Радиус кривизны опорного башмака несущего каната D / 2 = R (в метрах) должен удовлетворять условию:

 

                          V2

                         ---- <= 2 м/с2,

                          R

 

где: V - максимальная рабочая скорость движения подвижного состава, м/с.

2.7.3. Приводные, обводные и отклоняющие шкивы, а также ролики (блоки) для несуще-тягового и тягового канатов должны быть футерованы согласно указаниям п. 2.4.5. Шкивы, блоки и ролики, на которых канат лежит неподвижно, могут не футероваться.

2.7.4. Опорные башмаки и роликовые цепи, а также барабаны для заякоривания несущего каната, должны быть футерованы согласно указаниям пп. 2.4.6 и 2.4.7.

2.7.5. Угол перегиба несуще-тягового и тягового канатов на одном ролике балансира допускается не более 4 град. 30 мин.

2.7.6. Конструкции узлов установки приводного и обводного шкивов для несуще-тягового каната должны быть такими, чтобы исключалась возможность:

а) падения шкива в случае повреждения или разрушения подшипникового опорного узла;

б) самопроизвольного спадания несуще-тягового каната со шкива.

 

2.8. Подвижной состав

2.8.1. В качестве подвижного состава на ПКД могут использоваться:

а) кресла открытые, полуоткрытые (кресла с откидным колпаком), с подножками и без подножек;

б) кабины полуоткрытые и закрытые, с сиденьями и без сидений;

в) вагоны закрытые;

г) буксировочные устройства с опорной тарелкой и с опорной траверсой.

2.8.2. Двери вагонов и кабин должны открываться внутрь или быть раздвижными и иметь запор, исключающий их самопроизвольное открывание. Двери должны быть оборудованы блокировкой, исключающей пуск дороги при открытых дверях.

Размеры дверных проемов должны быть не менее:

- в кабине - 0,6 x 1,55 м;

- в вагоне - 0,75 x 2,15 м.

2.8.3. Полезная площадь пола вагона и кабины, в которых посадка и высадка пассажиров производится при их полной остановке, должна быть не менее 0,2 м2 на каждого пассажира.

Полезная площадь пола кабины, в которую посадка и высадка пассажиров производится на ходу, должна быть не менее 0,3 м2 на каждого пассажира.

2.8.4. Полуоткрытые кабины, в которых пассажиры стоят, должны иметь сплошные или сетчатые ограждения высотой не менее 1,3 м от пола.

2.8.5. Ограждение полуоткрытых кабин с сидячими местами должно возвышаться над сиденьями не менее чем на 0,5 м.

2.8.6. Для перевозки пассажиров сидя ширина посадочного места на одного пассажира должна быть не менее 0,5 м, а при перевозке пассажиров, сидящих на сплошных сиденьях, - не менее 0,45 м.

2.8.7. В кабинах глубина посадочного места должна быть не менее 0,35 м, а расстояние от пола до сиденья должно быть в пределах 0,45 - 0,5 м.

2.8.8. Потолочное перекрытие кабины и вагона должно выдерживать в любом месте сосредоточенную нагрузку не менее 0,1 кН. Кроме того, потолочное перекрытие вагона должно выдержать общую нагрузку не менее 0,25 кН.

2.8.9. Внутри вагон должен быть оборудован поручнями.

2.8.10. Вагон должен иметь в полу и потолке люки размером не менее 0,5 x 0,5 м. Крышка люка в полу должна открываться внутрь вагона, крышка люка в потолке - наружу.

2.8.11. В вагоне должна быть предусмотрена лестница для выхода на крышу вагона.

Для осмотра тележки вагона и несущего каната на подвеске вагона должна быть устроена огражденная площадка.

2.8.12. Высота от пола до потолка в кабине с сиденьями должна быть не менее 1,5 м.

2.8.13. Высота от пола до потолка в вагоне должна быть не менее 2,1 м.

2.8.14. Внутренняя ширина кабины на уровне сидений должна быть не менее 1,3 м.

2.8.15. Крайние траверсы тележки вагона должны иметь ограничители, предотвращающие сход тележки с несущего каната. Размер ограничителей по высоте (считая от верха каната вниз) должен быть не менее двух диаметров несущего каната.

Тележки вагонов безопорных маятниковых дорог вместо ограничителей должны снабжаться скобами, охватывающими несущий канат.

2.8.16. Закрытые вагоны и кабины должны иметь вентиляционные устройства.

2.8.17. В вагоне должна быть табличка с указанием допустимого числа пассажиров и грузоподъемности вагона.

2.8.18. Сиденье кресла кольцевой кресельной дороги должно быть наклонено вниз назад на угол не менее 8 град.

2.8.19. Глубина сиденья кресла должна быть не менее 0,45 м.

2.8.20. Кресло кресельной дороги должно иметь: откидную жесткую или гибкую поперечину, предохраняющую пассажиров от падения с кресла, спинку высотой от уровня сиденья не менее 0,4 м и боковые опоры.

При наличии в кресле подножек они должны быть жестко соединены с поперечиной.

2.8.21. При работе дороги предохранительная поперечина, а также колпак полуоткрытого кресла должны надежно удерживаться в конечных положениях от самопроизвольного перемещения.

2.8.22. Для предохранения сидений порожних открытых кресел от атмосферных осадков сиденья должны выполняться откидными в сторону спинки либо спинки должны откидываться на сиденья.

2.9. Привод, тормоза и скорости движения подвижного состава

2.9.1. Привод ППКД должен иметь основной и резервный (аварийный) двигатели с независимыми источниками питания.

Резервный двигатель используется только при аварийных ситуациях и профилактических работах на дороге.

Привод БКД может иметь только один двигатель.

2.9.2. При работе резервного двигателя скорость движения подвижного состава должна быть такой, чтобы возможно было всех пассажиров, находящихся на линии, доставить на станции не более чем за 1,5 часа с начала выхода из строя основного двигателя.

2.9.3. Привод дороги должен обеспечить проведение ревизии несущего, несуще-тягового и тягового канатов на всей их протяженности со скоростью не более 0,5 м/с.

2.9.4. Коэффициент запаса надежности сцепления тягового и несуще-тягового канатов с приводным шкивом должен быть не менее 1,25 при наиболее неблагоприятных условиях загрузки дороги (с учетом сил инерции при пуске и торможении) и определяется по формуле:

- при тяговом режиме работы привода

 

                       мю1 x альфа

                   S2(e            - 1)

                  ---------------------- >= К,

                          S1 - S2

 

- при тормозном режиме работы привода

 

                       мю1 x альфа

                   S1(e            - 1)

                  ---------------------- >= К,

                          S2 - S1

 

где: S1 - натяжение набегающей ветви каната, Н;

S2 - натяжение сбегающей ветви каната, Н;

мю1 - коэффициент сцепления каната с футеровкой шкива при наиболее неблагоприятных условиях работы (смазанный минеральным маслом канат, мокрая футеровка);

альфа - угол обхвата шкива канатом, рад;

К - коэффициент запаса надежности сцепления, К = 1,25.

2.9.5. Привод ППКД должен быть снабжен двумя автоматически действующими колодочными, дисково-колодочными или дисковыми тормозами нормально-замкнутого типа:

- рабочим - на валу двигателя;

- аварийным - на ободе приводного шкива.

При совмещении функций рабочего и аварийного тормозов в одной конструкции она должна иметь два самостоятельных устройства для наложения тормозного момента в нормальном и аварийном режимах и должна воздействовать на обод приводного шкива.

2.9.6. Привод БКД должен иметь один тормоз, предотвращающий самопроизвольный обратный ход дороги. Вместо тормоза допускается применение в этих целях автоматически действующего стопорного устройства или самотормозящего редуктора.

2.9.7. Контроль скорости вращения приводного шкива должен осуществляться тахогенератором или другими средствами, обеспечивающими необходимую точность контроля.

2.9.8. На дорогах с самоторможением при скорости до 3 м/с установка аварийного тормоза и средств контроля скорости не обязательна.

2.9.9. Каждый тормоз (рабочий, аварийный) должен развивать тормозной момент не менее 1,25 статического момента, приходящего с дороги при наиболее тяжелых условиях ее загрузки, на соответствующую поверхность воздействия.

2.9.10. На приводе ПКД должна быть предусмотрена блокировка против превышения номинальной скорости на 15%.

2.9.11. Привод должен обеспечить пуск дороги, как порожней, так и загруженной с ускорением не более 0,4 м/с2.

 

2.10. Опоры, станции и их оборудование

2.10.1. Металлоконструкции опор закрытого профиля должна быть исключена возможность попадания атмосферных осадков. Кроме того, они должны иметь дренажные отверстия.

2.10.2. Опоры должны быть снабжены кронштейнами для подвески грузоподъемных устройств, иметь огражденные площадки для обслуживания башмаков или роликовых балансиров и иметь лестницы для выхода на оголовок опоры.

2.10.3. Опоры кольцевых дорог должны иметь лестницы шириной не менее 400 мм и шагом ступенек не более 300 мм. На опорах высотой свыше 15 м лестницы должны иметь ограждающие дуги. Дуги должны располагаться на расстоянии не более 800 мм друг от друга и соединяться между собой не менее чем тремя продольными полосами. Расстояние от лестницы до дуги должно быть в пределах 700 - 800 мм при радиусе дуги 350 - 400 мм. На головках опор должен быть обеспечен безопасный проход спасателей со спасательными средствами.

2.10.4. Опоры маятниковых дорог высотой до 30 м должны иметь вертикальные или маршевые лестницы, а опоры высотой свыше 30 м - маршевые лестницы. Лестницы должны иметь площадки через каждые 8 - 12 м высоты. Ширина лестниц должна быть не менее 500 мм и шагом ступеней не более 300 мм. Наклонные лестницы должны снабжаться перилами. На опорах должны устанавливаться площадки с ограждением для выхода из вагона на опору обслуживающего персонала. Ширина площадок должна быть не менее 500 м.

2.10.5. Опоры должны быть пронумерованы.

2.10.6. Размеры дверей машинного помещения должны быть такими, чтобы можно было пронести наиболее крупные неразъемные элементы оборудования; в необходимых случаях для переноса крупных деталей должны предусматриваться специальные проемы.

2.10.7. В машинном помещении над основным оборудованием должны быть предусмотрены подъемные механизмы.

На открытых станциях установка таких средств не обязательна.

2.10.8. Привод, электрооборудование и измерительная аппаратура должны быть защищены от атмосферного воздействия.

2.10.9. Пульт (щит) управления ППКД с рабочим местом для машиниста-оператора должен размещаться в закрытом помещении, в месте наилучшей видимости площадок посадки-высадки пассажиров и прилегающей трассы дороги.

2.10.10. Расстояние от стен машинного помещения до привода и другого оборудования ППКД, требующего обслуживания, а также проходы между оборудованием должны быть не менее 0,8 м. В необходимых случаях должны устраиваться площадки и лестницы.

К механизмам, электро- и гидрооборудованию, устройствам безопасности, требующим обслуживания, должен быть обеспечен безопасный доступ.

2.10.11. Все вращающиеся части оборудования дороги, а также двигающиеся канаты, находящиеся на высоте менее 2,5 м, должны быть ограждены.

2.10.12. На платформах станций должны располагаться выносные пульты (колонки) управления, используемые дежурными по станциям. На этих пультах должны располагаться средства остановки дороги и сигнализации.

2.10.13. Станции ППКД должны быть оснащены противопожарными средствами в соответствии с требованиями "Правил пожарной безопасности Российской Федерации".

2.10.14. Площадки посадки и высадка пассажиров на станциях и подходы к ним должны быть выполнены так, чтобы исключалось скольжение ног (кроме дорог, предназначенных для пассажиров с лыжами на ногах). При расположении площадок выше уровня земли они должны снабжаться перилами высотой не менее 1 м и сплошным ограждением по низу на высоту не менее 0,1 м. Посадочные площадки в местах, где не могут быть установлены перила, должны снабжаться сетками, предохраняющими людей от падения.

 

2.11. Сигнализация и связь

2.11.1. На ППКД должна быть предусмотрена устойчивая радио или телефонная связь между станциями.

2.11.2. ППКД должна быть обеспечена громкоговорящей трансляцией, для чего на линейных опорах и станциях должны быть установлены в необходимом количестве передающие и приемные устройства.

 

2.12. Приборы и устройства безопасности

2.12.1. На станции либо опоре ППКД, подверженной наибольшему воздействию ветра, должен быть установлен анеморумбометр или анемометр, подающий сигнал о скорости ветра на пульт управления.

При повышении скорости ветра до максимально допустимой, указанной в паспорте дороги, должен подаваться звуковой сигнал и дорога должна быть остановлена.

2.12.2. Приводы ППКД должны иметь блокировку, исключающую возможность пуска дороги в работу от резервного двигателя при включенном основном двигателе и наоборот.

2.12.3. Приводы ППКД, оснащенные гидродвигателями, должны быть снабжены блокировочными устройствами, останавливающими гидронасос с одновременным наложением аварийного тормоза при нештатном падении давления в питающей гидросистеме.

2.12.4. На кольцевых ППКД и БКД не допускается объезд пассажирами и лыжниками станционных шкивов.

 

2.13. Электрооборудование

2.13.1. Напряжение от основного источника питания к приводу КД должно подаваться через вводное устройство с ручным приводом. В качестве вводного устройства может использоваться выключатель, оборудованный ручным приводом.

При этом включение должно осуществляться вручную.

2.13.2. Вводное устройство должно отключить питание и полностью снимать напряжение с электрических цепей, за исключением:

- освещения пульта управления ППКД;

- переговорной связи.

Для отключения указанных выше цепей должны быть предусмотрены отдельные выключатели.

2.13.3. По степени надежности электроснабжения ППКД относятся ко II категории и должны иметь два независимых источника электропитания - основного и резервного электродвигателей привода. Вместо резервного электродвигателя может применяться двигатель внутреннего сгорания.

Время подключения резервного двигателя не должно превышать 45 мин.

2.13.4. По степени надежности электроснабжения БКД относятся к III категории.

2.13.5. Канаты, подвижной состав, все металлические части станций и опор должны быть заземлены.

Для заземления несуще-тягового каната и подвижного состава могут использоваться футеровки балансирных роликов и ходовых колес из токопроводящего материала либо установка отдельных металлических роликов и ходовых колес. Если тяговый каната используется в качестве токопровода в цепях сигнализации и управления, то необходима его изоляция от земли. В этом случае должна быть предусмотрена установка разрядников для этого каната.

2.13.6. По молниезащите сооружения ПКД относятся к III категории.

2.13.7. Вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров, в темное время суток должны быть оборудованы внутренним и наружным освещением, станции и опоры дорог, работающих в темное время суток, должны быть оборудованы светильниками.

 

2.14. Трасса канатной дороги

2.14.1. Максимальный угол наклона несущего и несуще-тягового каната на ППКД не должен превышать 45 град.

2.14.2. Максимальный угол наклона тягового каната БКД не должен (как и угол наклона буксировочной лыжной дорожки) превышать:

- 30 град. - на БКД с одноместными буксировочными устройствами;

- 26 град. - на БКД с двухместными буксировочными устройствами.

2.14.3. Максимальный угол наклона тягового каната БКД с отцепляемыми на станциях буксировочными устройствами должен выбираться из условия недопущения самопроизвольного смещения по канату свободно висящих незагруженных буксировочных устройств.

2.14.4. ПКД в плане между станциями должна быть прямолинейна. Отклонение каната на опоре в плане допускается не более 30 мин.

2.14.5. Трасса БКД в плане может быть непрямолинейной на участках, где установлены горизонтально или наклонно расположенные отклоняющие шкивы, блоки или ролики.

2.14.6. Все пересечения ПКД или параллельное следование с ней железных дорог, линий электропередач, рек, каналов и других водных препятствий, шоссе, прокладка дороги над сооружениями, а также установка опор и станций ПКД вблизи аэродрома должны быть согласованы в установленном порядке.

Прохождение трассы ПКД над территорией школ, детских садов, ясель и других детских учреждений не допускается.

2.14.7. Пересечения БКД с лыжными трассами, вьючными тропами и зимними дорогами на одном уровне не допускаются.

Допускаются пересечения на разных уровнях при условии сооружения мостиков. При этом лыжная трасса на мостиках должна иметь сплошное ограждение в виде стенки высотой не менее 1 м от снежного покрытия.

2.14.8. Ко всем сооружениям ППКД должны быть предусмотрены подходы либо подъезды в соответствии с проектом дороги.

2.14.9. Расстояние по вертикали от низшей точки подвижного состава или любого каната ППКД до земли должно быть не менее:

а) 3,0 м - с учетом снегового покрова, в тех местах, где возможно присутствие людей;

б) 2,0 м - с учетом снегового покрова, в тех местах, где исключается присутствие людей.

При подходе к станциям эта высота должна быть уменьшена до расстояния, указанного ниже для конкретного типа ППКД. Зона, в которой это расстояние меньше указанного выше, должна быть ограждена.

2.14.10. Расстояние по вертикали от низшей точки подвижного состава или любого каната ППКД должно быть не менее:

- 1,5 м - до верха деревьев;

- 2,0 м - до высшей точки здания или сооружения, находящегося под трассой ППКД, а также до верха железнодорожного, автодорожного или судоходного габарита.

2.14.11. При определении низших точек дороги к расчетной величине статического провеса должна добавляться составляющая, учитывающая динамический характер нагрузок при ее работе. За указанную составляющую принимается наибольшая из следующих величин:

- 5% наибольшего провеса несущего каната в данной точке;

- 10% наибольшего провеса тягового или несуще-тягового каната в данной точке.

2.14.12. Приближение строений или естественных препятствий к внешним габаритам ППКД допускается на расстояние не менее 1,0 м и 2 м - для БКД.

При определении габаритов ППКД должны учитываться отклонения, провесы канатов и подвижного состава под действием ветровой нагрузки при работе дороги, а также провесы и отклонения несущих, несуще-тяговых, тяговых и других канатов при остановленной дороге и воздействии нормативной ветровой нагрузки в месте размещения ППКД.

 

Полный текст вы можете посмотреть в формате PDF или DOC .