г. Москва

msk@kransib.ru

г. Красноярск

(391) 205-22-45

kran@kransib.ru

НЦТД-ПС01-07

Указания по экспертному обследованию
подъемных сооружений с истекшим
сроком безопасной эксплуатации.

Дата введения - 01.07.2007

 

1. Общие положения

1.1. Настоящие "Указания" разработаны в соответствии с "положением о порядке продления срока безопасности эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах", утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 9 июля 2002 года №43, зарегистрированным Минюстом России 5 августа 2002 №3665.

1.2. "Указания" предназначены для экспертов и специалистов экспертных организаций, выполняющих работу по техническому диагностированию подъемных сооружений (ПС) и экспертизе промышленной безопасности (ЭПБ) их эксплуатации.

1.3 "Указания" составлены на основании нормативной, методической и справочной документации, приведенной в приложении 1.

2. Необходимость проведения работ. Термины и определения.

2.1 Согласно "Положению по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения" (РД 10-528-03) экспертное обследование (техническое диагностирование) ПС проводится в следующих случаях:

по истечении срока безопасной эксплуатации;

после аварии ПС (при необходимости ее восстановления);

при выявлении в процессе эксплуатации, или дефектов, причину которых установить затруднительно.

2.2. Экспертное обследование (техническое диагностирование) также может выполняться по требованию органов Ростехнадзора или по желанию владельца ПС.

2.3 Применительно к настоящим "Указаниям" используются термины и определения, приведенные в нормативных, методических и справочных документах (Приложение 1), а также следующие:

Подъемное сооружение (ПС) - техническое устройство циклического действия для подъема и перемещения груза или людей (кроме лифтов и специальных металлургических кранов).

Владелец подъемного сооружения - предприятие, объединение, ассоциация или другие организации и индивидуальные предприниматели, у которых в собственности или на правах аренды находится ПС.

Экспертиза промышленной безопасности - оценка соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности, результатом которого является заключение.

Обследование экспертное - оценка соответствия грузоподъемной машины требованиям нормативных технических и эксплуатационных документов, результатом которой является заключение о возможности или невозможности ее дальнейшей безопасной эксплуатации.

Диагностирование техническое - оценка технического состояния объекта; является составной частью обследования экспертного.

Документ нормативный - документ (стандарт, правила, положения, рекомендации, руководящие документы, технические условия, методические указания и др.), содержащий требования промышленной безопасности, согласованный или утвержденный в установленном порядке.

Документация эксплуатационная - техническая документация (часть общей конструкторской или проектная документация), которая поставляется изготовителем вместе с грузоподъемной машиной (паспорт, техническое описание и инструкции по эксплуатации, инструкция по монтажу), а также учетные и контрольные документы по надзору и содержанию грузоподъемных машин (журналы, акты, предписания, инструкции для обслуживающего персонала и т.п.)

Состояниее исправное - состояние объекта, при котором он соответствует всем требованиям нормативных и конструкторских (проектных) документов.

Состояние неработоспособное - состояние объекта, при котором значения параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.

Состояние предельное - состояние изделия, при котором его дальнейшее применение по назначению недопустимо или нецелесообразно, либо восстановление его работоспособности нецелесообразно.

Критерий предельного состояния - признак или совокупность признаков предельного состояния объекта, установленные нормативно-технической и или конструкторской (проектной) документацией. 

Срок службы - календарная продолжительность эксплуатации изделия от начала его эксплуатации или ее возобновления после ремонта до перехода в предельное состояние.

Ресурс - суммарная наработка изделия от начала его эксплуатации или ее возобновления после ремонта до перехода в предельное состояние.

Ресурс остаточный - суммарная наработка объекта от момента контроля его технического состояния до перехода в предельное состояние.

Ресурс остаточный металлоконструкции ПС - наработка ПС от момента проведения экспертного обследования до момента достижения расчетными элементами металлоконструкции предельного состояния.

Число характеристическое - интегральный показатель характеризующий меру выработки нормативного срока службы  и определяемый как произведение количества рабочих циклов ПС на величину коэффициента нагружения.

Число характеристическое нормативное - произведение числа циклов для данного класса использования на коэффииент нагружения для данного класса нагружения в соответствии с группами классификации (режима) ПС по ИСО 4301/1 для группы классификации (режима), приведенной в паспорте ПС. 

Число характеристическое текущее - произведение фактических значений числа выполненный ПС циклов на коэффициент нагружения, подсчитанных на основании справки о характере работы ПС.

Направляющие - элемент кранового пути, обеспечивающий непосредственную опору для колес крана и определяющий направление их движения.

3. Организационно-технические мероприятия, выполняемые до проведения ЭПБ

3.1 Работы по определению возможности продления срока службы безопасной эксплуатации подъемных сооружений проводятся по заявке заказчика, которая регистрируется в экспертной организации в установленном порядке.

3.2 На основании заявки экспертная организация проводит предварительный этап переговоров с заказчиком, согласовывая необходимый перечень организационно-технических вопроссов:

  • типов ПС и их количества;
  • условий эксплуатации ПС;
  • информации, необходимой для проведения экспертного обследования в соответствии с действующей НТД;
  • требований, обязательных для проведения экспертизы;
  • сроков проведения работ по экспертному обследованию и передачи заключения владельцу ПС;
  • других организационно-технических вопросов.

3.3 Устанавливаются требования заказчику, в соответствии с которыми владелец должен предоставить (подготовить):

  • паспорт, руководство по эксплуатации и другие эксплуатационные и проектно-конструкторскимие документы (при необходимости);
  • ПС, испытательные грузы, а также выделить опытного крановщика (машиниста, оператора) на период проведения обследования;
  • оборудование и средства для обследования металлических конструкций и механизмов на высоте (при необходимости);
  • акт сдачи-приемки кранового пути в эксплуатацию и последнюю планово-высотную съемку (для грузоподъемных машин, перемещающихся по наземным млм надземным рельсовым путям);
  • результаты проверки сопротивления изоляции и заземления;
  • документы проведенных ремонтов (реконструкций), если они выполнялись;
  • справку о характере работ, выполняемых ПС;
  • свободную распечатку с регистратора параметров (для кранов оснащенных прибором ОНК или иным регистратором параметров);
  • квалификационные удостоверения обслуживающего персонала;
  • журнал технических обслуживаний с записями о проведении технических обслуживаний и текущих ремонтах;
  • акты и материалы ранее проведенных экспертных обследований ПС.

После подтверждения заказчиком согласия выполнить требования, обязательные для проведения экспертизы и оплаты расходов на ее проведение (независимо от результата) заключается договор и определяются сроки проведения экспертизы.

4. Основные этапы работы

4.1. Экспертное обследование подъемного сооружения (ПС) проводится в общем виде в соответствии с настоящей программой выполнения работ. Она уточняется с учетом типа, конструкции и условий эксплуатации конкретного ПС.

Программа экспертного обследования предусматривает 3 этапа выполнения работ:

  • подготовительный;
  • рабочий;
  • заключительный.

4.2. Подготовительный этап включает:

  • подбор нормативно-технической и справочной документации, требуемой для технического диагностирования ПС;
  • ознакомление с сертификатами, эксплуатационной, ремонтной, проектно-конструкторской и другой документацией на данное ПС;
  • оформление выписок из паспорта;
  • подготовку карт для осмотра ПС (при необходимости);
  • получение справки о характере работы ПС и распечатки с прибора фиксации характеристик;
  • проверку условий и организация работ по подготовке места проведения экспертного обследования и испытаний ПС;
  • проверку технических средств и приборов для обследования;
  • проведение инструктажа по технике безопасности членам комиссии;
  • издание приказа о составе экспертной комиссии и о предстоящем объеме работ (Приложение 26).

4.3. Рабочий этап включает:

  • обследование состояния металлоконструкции;
  • обследование состояния механического оборудования;
  • обследование состояния канатно-балочной системы;
  • обследование состояния гидро- и пневмооборудования;
  • обследование состояния электрооборудования;
  • обследование состояния приборов и устройств безопасности;
  • обследование состояния направляющих кранового пути, путевого оборудования, подтележечных путей;
  • проведение геодезических замеров конструкции;
  • выполнение планово-высотной съемки направляющих кранового пути;
  • взятие контрольных образцов из элементов металлоконструкций ПС для определения химического состава и механических свойств металла (при необходимости);
  • проведение неразрушающего контроля элементов металлоконструкций и сварных соединений (выбор метода - по решению комиссии).

Если по результатам обследования комиссией установлено, что требуется произвести ремонт, то испытания ПС производится после проверки состояния отремонтированного узла (узлов). Для кранов стрелового типа испытания проводятся при существующем стреловом исполнении (на момент обследования).

4.4. Заключительный этап включает:

  • оформление документов по разделам обследования;
  • анализ результатов обследования;
  • составление формуляра мероприятий для завершения экспертизы;
  • расчет достигнутой группы классификаций (режима) ПС;
  • проверочные расчеты несущей способности элементов конструкции (при необходимости и согласования с заказчиком);
  • оценку остаточного ресурса ПС;
  • оформления заключения экспертизы промышленной безопасности;
  • передачу заключения владельцу для пуска ПС в работу;
  • рассмотрение и утверждение заключения инспекцией Ростехнадзора.

4.5 При проведении внеочередного обследования объем экспертных работ определяется комиссией с учетом причин того обследования.

5. Объем и содержание основных видов работ экспертного обследования

5.1 Ознакомление с документацией

5.1.1. Владелец ПС, подлежащего экспертному обследованию, перед началом экспертизы издает приказ по предприятию о передаче на обследование (первичное, повторное или внеочередное) данного ПС или группы ПС, о назначении ответственных лиц за технику безопасности на объекте, за подготовку условий необходимых для проведения работ при обследовании ПС (Приложение 27).

5.1.2. В процессе выполнения работ по экспертному обследованию комиссии необходимо ознакомиться с имеющимися:

  • сертификатами на канаты, крюки, металл, крепеж и т.п.;
  • паспортами на ПС и комплектующие изделия;
  • инструкциями по техническому обслуживанию (То) и эксплуатации ПС;
  • журналами: сменными, вахтенными, учета проверки знаний персонала, инструктажей техники безопасности, квалификационными данными обслуживающего персонала; осмотра, технического обслуживания и ремонта ПС и крановых путей;
  • ремонтной документацией (в комплекте):
  • чертежами и расчетами, выполненными при реконструкции или модернизации ПС;
  • Материалами последнего полного технического освидетельствования:
  • предыдущими заключениями по данному ПС;
  • справкой о характере работы ПС (форма справки приведена в приложении 25);
  • документами про крановым путям (место расположения, проект, акт о пуске в ксплуатацию, паспорт, планово-высотные семки);
  • актами проверки сопротивления изоляции и заземления;
  • актами проверки приборов безопасности и измерительных приборов;
  • предписаниями органов Ростехнадзора и службы технического надзора организации.

5.1.3 По результатам ознакомления с документацией делаются выписки из паспортов, дается оценка:

  • наличия и комплектности документации;
  • соответствия имеющегося оборудования и его технических данных паспортным и сертификационным документам;
  • наличия системы и контроля проверки знаний правил промышленной безопасности, а также соблюдения квалификационных требований к персоналу;
  • соблюдения предписаний органов контроля и экспертных комиссий;
  • уровня технического обслуживания ПС и соответствия ТО требованиям инструкций и действующих на предприятии положений;
  • соответствия ремонтной документации требованиям действующей НТД;

5.2 Проверка условий проведения обследования

5.2.1 На ПС должны быть таблички с указанием регистрационного номера ПС, его грузоподъемности и даты испытания. Надписи на табличке должны быть хорошо различимы с земли (с пола) и соответствовать данным в паспорте ПС.

В зоне обследования владельцем ПС должны быть подготовленны контроьные грузы для испытания ПС.

5.2.2. Для самоходных ПС (стреловые краны, краны-манипуляторы, вышки, подъемники и т.п.) площадка, на которой установлено ПС, должна отвечать требованиям руководств по эксплуатации. В общем случае - площадка должна быть горизонтальной, с твердым покрытием, имеющей отклонения от горизонтали не более 3° и способной выдерживать давление до 686 кПа (7,0 кгс/см2), а для машин грузоподъемностью 63 т и более - не менее 784,5 - 980 кПа (8,0-10,0 кгс/см2).

Зона обследования ПС должна находиться вне зоны воздушных линий электропередач.

5.2.3. Краны мостового типа на период обследования должны устанавливать в зоне посадочных (стояночных) площадок и вне зон технологического агрессивного воздействия (высоких температур, выброса химических, газовых выделений и т.п.).

5.2.4 Место установки ПС на период его обследования должно быть ограждено с соответствующими предупредительными знаками, освещено и доступно для установки дополнительных подъемных средств, используемых при обследовании. На рубильнике, подающем питание на ПС, должна быть табличка с надписью: "Не включать, работают люди". следует обратить внимание на расположение рубильника, наличие свободного доступа к нему, устройства для запирания рубильника в отключенном положении, наличие на нем надписи "Крановый", заземление корпуса рубильника.

5.2.5. ПС должно быть очищено от посторонних предметов, загрязнений нефтепродуктами, снега и т.п., кожуха - сняты, люки вскрыты. Лестницы, перила, ограждения, люки должны быть исправлены.

5.3 Проверка состояния металлических конструкций

5.3.1. Проверка состояния металлоконструкций ПС включает: 

внешний осмотр несущих элементов металлических конструкций;
проверку элементов металлических конструкций одним из видов неразрушающего контроля (при необходимости): вид неразрушающего контроля определяет экспертная комиссия;
проверку качества соединений элементов металлических конструкций (сварных, болтовых, шарнирных и др.);
измерение остаточных деформаций балок, стрел, ферм, и отдельных поврежденных элементов;
оценку степени коррозии несущих элементов металлических конструкций.

5.3.2 Перед обследованием металлические конструкции, особенно места их возможного повреждения должны быть очищены от грязи, коррозии, снега, избытка влаги и смазки. Внешний осмотр следует проводить с применением простейших оптических средств и переносных источников света, при этом особое внимание должно уделяться следующим местам возможного появления повреждений:

участкам резкого изменения сечений;
местам, подвергшимся повреждениям или ударам во время монтажа и перевозки;
местам, где при работе возникают значительные напряжения, коррозия или износ;
участкам, имеющим ремонтные сварные швы.

5.3.3. При проведении внешнего осмотра необходимо обращать особое внимание на наличие следующих дефектов:

трещин в основном металле, сварных швах и околошовной зоне, косвенными признаками, наличия которых являются шелушение краски, сестная коррозия, подтеки ржавчины и т.п.;
механических повреждений;
расслоения основного металла;
некачественного исполнения ремонтных сварных соединений;
люфтов шарнирных соединений, ослабления болтовых и заклепочных соединений.

5.3.4 Контроль состояния болтовых и заклепочных соединений ПС рекомендуется производить согласно действующей НТД. Для моделей кранов, у которых наблюдались ранее обрызы болтов, крепящих ОПУ (КБ-572), проводится ультразвуковой контроль отсутствия трещин в болтах.

5.3.5. Контроль соединительных элементов металлической конструкции (осей, пальцев и т.п.) следует начинать с осмотра состояния фиксирующих элементов, свидетельствующих о наличии осевых или крутящих усилий в соединении ось (палец) демонтируют и замеряют. Аналогичному осмотру и замерам при этом следует подвергать и посадочные гнезда осей.

Наличие люфтов в шарнирных соединениях предварительно определяют визуально, а в процессе эксплуатации крана по характерным признакам (толчки, резкие удары, болтанка т.п.). При наличии характерных признаков точную количественную оценку люфта устанавливать путем измерений.

5.3.6. Измерение остаточных деформаций балок, стрел, форм и их элементов следует выполнять в соответствии с рекомендациями по типам ПС (приложение 3). Браковочные показатели остаточных деформаций и износа сопрягаемых элементов приведены в приложениях 4, 5 и 6.

Результаты измерений деформаций, геометрических параметров металлоконструкций оформляются в виде схем с указанием расположения мест замеров и значений дефектов.

5.3.7. При обследовании металлоконструкций следует учитывать, что усталостные трещины возникают в первую очередь в зонах концентраторов местных напряжений, а именно в:

  • узлах крепления раскосов, стоек, косынок к поясам;
  • элементах с резким перепадом поперечных сечений;
  • местах окончания накладок, ребер;
  • зонах отверстий с необработанными, прожженными или заваренными кромками;
  • местах пересечения сварных швов;
  • зонах перепадов толщины стыкуемых листов (соединений);
  • местах повторной заварки трещин в сварочных швах и др.

При обнаружении трещин в металлоконструкциях ПС или в сварном шве зоны их образования подвергаются дополнительной проверке одним из видов неразрушающего контроля.

5.3.8. При оценке деформации металлоконструкций необходимо обращать внимание на дефекты, приводящие к снижению несущей способности конструкции:

  • отклонение от прямолинейности (башен, стрел, пролетных строений, стоек элементов ферменных конструкций);
  • скручивание (пролетных конструкций, опор, стрел и др.);
  • несоосность соединений (секций стрел, башен и др.);
  • наличие остаточных прогибов пролетных балок, кронштейнов, консолей и т.п.;
  • искажение формы моста в плане.

5.3.9. Возможными местами коррози являются

  • замкнутые пространства (коробки) ходовых рам, кольцевых балок, пояса и стойки порталов;
  • опорные узлы стрел, башен;
  • зазоры и щели, образующиеся вследствие неплотного прилегания элементов;
  • сварные соединения, выполненные прерывистым швом и др.

Степень коррозионного износа определяется с помощью измерительного инструмента или средствами неразрушающего контроля.

Зоны коррозии наносятся на схемы металлоконструкций с указанием размеров повреждений и координат местонахождения.

5.3.10. Особое внимание следует обратить на соответствие паспортных значений маркам стали, из которых изготовлены несущие металлоконструкции ПС, фактическим (особенно, если были ремонты металлоконструкций) согласно требованиям НТД по температурным возможностям их использования.

5.3.11. Состояние металлоконструкции в целом и ее элементов фиксируется в рабочей карте обследования. Обнаруженные повреждения (отклонения от первоначального состояния) сравниваются с допустимыми значениями.

5.4. Проверка состояния механического оборудования

5.4.1. Работы по проверке состояния узлов и механизмов включают:

  • оценку соответствия установленного оборудования эксплуатационным документам;
  • внешний осмотр в целях анализа общего состояния, работоспособности и необходимости проведения дальнейших измерений;
  • проведение необходимых измерений.

5.4.2. Перед проведением обследования, механизмы и другие подвергаемые осмотру узлы ПС должны быть очищены от грязи, коррозии, снега, избытка влаги и смазки, кожуха и крышки редукторов - сняты, обеспечен доступ к осмотру каждого узла.

5.4.3. При внешнем осмотре выявляют:

наличие и общее состояние всех механизмов, наличие повреждений их отдельных узлов и деталей;
наличие деформаций, коррозии и необходимость их устранения;
вытекание смазки;
наличие и качество затяжки элементов крепления механизмов;
соответствие установки узлов механизмов (например, тормозов механизма передвижения и т.п.) требованиям эксплуатационной и нормативной документации;
наличие и техническое состояние защитных устройств (кожухов, крышек и т.п.).

Необходимость разборки механизмов при осмотре определяет комиссия.

Необходимость разборки может быть выявлена в ходе обкатки и испытаний ПС по косвенным признакам (шум, ечь смазки, повышение температуры узла и т.п.).

5.4.4. Наличие смазки в редукторах проверяештся с помощью щупа, маслоуказательных губок, либо через люк в крышке.

5.4.5. При проверке механизмов следует обратить внимание на состояние и дефекты:

  • правильность установки тормозов, муфт, редукторов, барабанов;
  • правильность регулировки тормозов;
  • перекос (износ) опорно-поворотного устройства;
  • трещины в корпусах редукторов, рычагах тормозов, шкивах, колодках;
  • поломку тормозных пружин;
  • износ зубчатых зацеплений;
  • износ ходовых колес и их расположение относительно рельсов;
  • люфты в шарнирных и шпоночных соединениях;
  • комплектность и крепление болтовых соединений, особенно опорно-поворотных устройств.

5.4.6 Основные повреждения и нормы выбраковки деталей и узлов механизмов приведены в рекомендациях заводов-изготовителей по каждому конкретному типу ПС и в приложении 7.

5.4.7. Окончательною проверку работоспособности механизмов следует проводить при статических и динамических испытаниях ПС. При этом проверяются: плавность срабатывания и надежность удержания тормозами механизмов, отсутствие заметного биения шкивов, блоков и барабанов, перекос опорно-поворотного устройства, характер шума и температура в редукторах, двигателях, правильность установки колес на рельсах, забеги опор и т.п.

5.4.8. Состояние узлов и деталей механизмов фиксируется в рабочей карте обследования. Обнаруженные повреждения (отклонения от первоначального состояния) сравниваются с допустимыми значениями

5.5. Проверка состояния канатно-блочной системы.

5.5.1. Для канатно-блочных систем характерны следующие повреждения:

  • трещины и сколы реборд блоков;
  • износ по ручью, износ реборд у блоков и барабанов;
  • смещения в установке блоков полиспастной системы;
  • износ подшипников и нарушение их уплотнений;
  • износ и другие повреждения канатов;
  • отклонения в запасовке и заделке концов канатов;
  • увеличенный осевой люфт крюка и ослабление крепления стопорной планки.

5.5.2. Замеры повреждений каната проводятся на наиболее интенсивно работающих участках, имеющих наибольшее число перегибов на блоках. Опасными являются места возможного появления коррозии в участках скопления влаги и заделках.

5.5.3. Опасными являются места "неподвижного" расположения канатов на блоках (расчалы балочных стрел башенных кранов, уравнительные блоки полиспастов), где за счет разности малых упругих деформаций проволок происходит их взаимное истирание. Решение о способе проверки состояния указанных мест принимает комиссия.

5.5.4. Контролю подлежат места крепления канатов на барабанах и на конструкциях ПС (обратить внимание на количество, соответствие типоразмеров, затяжку крепежных элементов).

5.5.5. Крюки и другие грузозахватные органы должны соответствовать паспортным характеристикам и иметь соответствующие маркировки заводов-изготовителей. В процессе испытания ПС грузозахватные органы (грейферы, захваты, электромагниты) подвергаются специальным испытаниям.

5.5.6. Канаты, блоки, барабаны и крюки следует проверять, используя предельные нормы браковки элементов ПС, приведенные в эксплуатационной документации, а при их отсутствии - приведенные в "Правилах" и другой НТД.

5.5.7. В ходе статических и динамических испытаний ПС в канатно-блочной системе проверяется:

  • правильность запасовки каната;
  • отсутствие заметного биения блоков и барабанов;
  • правильность намотки каната на барабан;
  • надежность удержания контрольного груза с последующей проверкой состояния каната и узлов крепления его к барабану или металлоконструкции ПС.

5.5.8. Состояние элементов канатно-блочной системы фиксируется в рабочей карте обследования. Обнаруженные повреждения (отклонения от первоначального состояния) сравниваются с допускаемыми значениями.

5.6. Проверка состояния электрооборудования.

5.6.1. Обследование электрооборудования должно проводиться при полностью снятом напряжении с ПС.

5.6.2. Предварительно необходимо проверить наличие и соответствие паспортным данным:

  • электродвигателей;
  • панели защитной;
  • пускорегулировочных резисторов;
  • контроллеров, командоконтроллеров, пультов управления;
  • электромагнитов тормозов и электродвигателей электрогидравлических толкателей.

5.6.3. Внешний осмотр электрооборудования зависит от конкретного типа ПС, типа электропривода и рода питающего электрического тока. При данном виде осмотра проверяют:

  • наличие и комплектность электрооборудования, токоподводящей системы управления и защиты ПС;
  • состояние кабелей. проводов в силовой цепи и цепи управления;
  • соответствие заземления требованиям ПУЭ;
  • целостность корпусов электрооборудования, клеммных коробок, зон крепления в местах установки электрооборудования;
  • отсутствие влаги внустри корпусов и в клеммных коробках, в кожухах резисторов;
  • исправность щеток, коллекторов (контактных колец), реле, пускателей, контакторов, электрогидротолкателей, приборов и аппаратов управления;
  • правильность установки и подключения к питающей сети электрооборудования в соответствии с паспортной документацией.

5.6.4. При осмотре кабеля, проводов проводят замер сопротивления изоляции. Проверяют правильность разводки, а также состояние и крепление коробов, предохранительных рукавов (труб), распределительных коробок и др.

5.6.5. При осмотре электрического освещения, отопления и сигнализации проверяют исправность электрической аппаратуры, приборов, осветительный и сигнальных ламп.

 5.6.6. После внешнего осмотра и измерений производятся проверка работоспособности электрооборудования под напряжением:

  • без нагрузки ПС;
  • при статических и динамических грузовых испытаниях.

Результаты измерений сопротивления изоляции электрических цепей и сопротивления цепей заземления электрооборудования оформляются в виде результатов измерений по форме, представленной в приложении 8 и 9.

5.7. Проверка приборов и устройств безопасности

5.7.1. Обследование приборов и устройств безопасности включает:

  • внешний осмотр приборов и устройств безопасности;
  • контрольную проверку их работоспособности.

5.7.2. При внешнем осмотре приборов и устройств безопасности необходимо выполнить проверку:

  • наличия приборов и соответствия их паспортным данным;
  • наличия пломб в местах, определенных заводом-изготовителем.

5.7.3. Контрольная проверка их работоспособности включает проверку:

надежности срабатывания и соответствия показаний индикаторов ограничителей грузоподъемности нормативным данным;
работы концевых выключателей, ограничивающих перемещение груза, стрелы, поворотной части, тележки, крана и т.д.;
работы систем блокировок и срабатывания защиты, установленных на ПС и приведенных в его паспорте;
точности показаний контрольно-измерительных приборов.

5.7.4. Проверка конкретных приборов и устройств безопасности согласно методикам, приведенным в эксплуатационной документации.

5.7.5. При отсутствии приборов и устройств безопасности, требуемых согласно "Правил", дальнейшая эксплуатация ПС должна быть приостановлена до согласования с органами Ростехнадзора. Приборы и устройства безопасности в ПС импортного производства проверяются на соответствие российским нормам и правилам. Возможность эксплуатации ПС с отступлением от них согласуется с органами Ростехнадзора.

5.7.6. Результаты проверки работоспособности приборов и устройств безопасности оформляются в виде протокола. Пример формы протокола испытаний приборов и устройств безопасности для автомобильного крана приведен в приложении 28.

5.8. Проверка технического состояния гидрооборудования.

5.8.1. Обследование гидрооборудования включает следующее:

  • внешний осмотр объектов гидросистемы для выявления возможных внешних утечек жидкости, трещин корпусов, повышенного шума, нагрева, ослабления креплений и вибрации при работе;
  • контроль рабочей жидкости на загрязнение и вязкость (при необходимости), уровень ее в гидробаке;
  • проверку состояния фильтров по штатным указателям загрязнения;
  • проверку насосов, гидромоторов и гидроцилиндров (при необходимости) и другие работы.

5.8.2. При осмотре гидрооборудования проверяется наличие и комплектность его, а также соответствие элементов паспортной гидравлической схеме.

5.8.3. Контролю подвергаются приборы и система управления.

5.8.4. Оценка работоспособности гидрооборудования проводится при рабочей нагрузке в период статических и динамических испытаний ПС. Технические параметры сравниваются с паспортными значениями.

5.9. Проверка состояния рельсовых путей ПС и монорельсов грузовых тележек

5.9.1. При обследовании ПС, установленных на рельсовых путях, проверке подлежат направляющие, стыковые и промежуточные скрепления и путевое оборудование.

Крановые пути в целом проходят периодическую комплексную проверку и являются самостоянтельным видом работ согласно РД 10-138-97 "Комплексное обследование крановых путей грузоподъемных машин. часть 1. Общие положения. Методические указания" с изменением №1 (рди 10-349(138)-00).

5.9.2. Проверка состояния рельсовых путей и монорельсов грузовых тележек включает:

  • ознакомление с документацией по устройству рельсового пути, протоколами проверки сопротивления заземления рельсового пути, ранее выполненными планово-высотными съемками направляющих пути;
  • проверку комплектности и соответствия рельсового пути типовому проекту и требованиям эксплуатационной документации;
  • визуально-измерительный контроль всех элементов пути, включая заземление, сопоставление замеров с нормами, установленными в эксплуатационной документации в "Правилах";
  • проведение планово-высотной съемки направляющих с выдачей рекомендаций по их рихтовке (при выявлении отклонений выше допускаемых);
  • оценку состояния верхнего и нижнего строения наземного рельсового пути;
  • оценку общего общего состояния подкрановых балок и несущих строительных конструкций (для ПС, передвигающихся по надземным рельсовым путям).

5.9.3. Планово-высотная съемка подтележечных рельсов (монорельсов) проводится в случаях неудовлетворительной работы механизма передвижения тележки (шум, повышенная вибрация, наличие значительного износа колес тележки и т.п.).

5.9.4. По результатам обследования составляется таблица состояния элементов рельсового пути, его оборудования (Приложение 29) и результаты планово-высотной съемки направляющих.

5.9.5. Неудовлетворительное состояние рельсового пути и отсутствие надлежащего ухода за ними может служить одним из оснований для уменьшения срока до следующего обследования ПС.

5.10. Устранение дефектов.

5.10.1. В "Формуляре мероприятий для завершения экспертизы" (Приложение 10), устанавливаются согласованные с владельцем ПС сроки устранения обнаруженных повреждений (отклонений от нормативного состояния).

5.10.2. Ремонтные работы, связанные со сваркой несущих элментов металлоконструкций должны выполняться организацией, имеющей разрешение органов Ростехнадзора на выполнение указанных работ.

5.10.3. Владелец ПС письменно сообщает экспертной организации о выполнении запланированных мероприятий по устранению дефектов, обнаруженных при техническом диагностировании.

5.11. Проведение статических и динамических испытаний

5.11.1. Статические и динамические испытания должны выполняться в соответствии с указаниями эксплуатационной документации (при отсутствии этих указаний - в соответствии с "Правилами") комиссией с участием инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией ПС.

5.11.2. Испытания проводятся при существующем, эксплуатируемом на момент обследования, исполнении ПС (башни, стрелы, гуська, запасовки каната, установленного крюка и т.д.).

5.11.3. ПС может быть подвергнуто статическим и динамическим испытаниям только после устранения дефектов, установленных комиссией, и перевода его в работоспособное состояние.

5.11.4. Испытаниям на работоспособность подвергаются грузозахватные органы (грейферы, захваты, электромагниты и др.).

5.11.5. Результаты испытаний оформляются в виде протокола, подписываемого председателем комиссии и инженерно-технического работником по надзору за безопасной эксплуатацией С. Форма протокола зависит от типа ПС (Приложения 11...22).

5.12. Проверка химического состава и механических свойств металла несущих элементов металлических конструкций.

5.12.1 Необходимость определения химического состава и (или) механических свойств металла возникает в следующих случаях:

  • если в паспорте ПС отсутствуют данные о металле, из которого изготовлены несущие элементы металлических конструкций;
  • при работе ПС в условиях агрессивной среды;
  • если температурный режим эксплуатации ПС не соответствует режиму для данной марки стали;
  • при внеочередном обследовании (при необходимости);
  • при отсутствии сведений на металл, используемый при ремонтах ПС.

5.12.2. Порядок отбора проб для проверки химического состава и анализа механических свойств металла следует осуществлять в соответствии с принципом наименьшего ослабления исследуемого элемента.

5.13. Оценка остаточного ресурса

5.13.1. Исходными данными для определения остаточного ресурса являются;

  • результаты обследования ПС в соответствии с настоящими и другими рекомендациями;
  • данные, характеризующие использование ПС за весь срок его эксплуатации (количество перегруженных грузов по массам, используемые грузозахватные устройства, степень агрессивности среды и т.п.)(Приложение 25);
  • данные о химическом составе и механических свойствах металла расчетных элементов металлических конструкций в момент выполнения оценки остаточного ресурса;
  • данные о геометрии расчетных элементов металлической конструкции с учетом фактической коррозии, ремонтов, реконструкций;
  • результаты тензометрирования и методов неразрушающего контроля оцениваемых металлических конструкций (при необходимости);
  • результаты расчета металлической конструкции на прочность и сопротивление усталостным разрушениям.

5.13.2. Для всех ПС рассчитывается достигнутая группа классификации (режима) и остаточное число циклов нагружения, исходя из характеристического числа, соответствующего паспортной группе классификаций (режима) ПС.

При этом рассматриваются три варианта развития событий:

  • при существующем коэффициенте распределения нагрузок;
  • при паспортном коэффициенте распределения нагрузок;
  • нагружение ПС нагрузками, близкими к предельно допустимым значениям.

5.13.3. Для стреловых кранов дополнительно рассчитывается остаточный срок службы в годах, исходя из условия нагружения кранов нагрузками, близкими к предельно допустимым значениям [19].

5.13.4. Для кранов мостового типа расчет на прочность и сопротивление усталостным напряжениям проводится в случаях, оговоренных в [18].

Повреждение буксовых узлов и сварочных швов в местах крепления кронштейнов галерей к стенкам главных балок не является условием необходимости выполнения расчета на сопротивление усталости.

5.13.5. Расчет на сопротивление усталости сварного шва нижнего пояса главных балок выполняется при нагружении мостового крана эквивалентным грузом. В результате расчета должно быть получено число возможных дополнительных нагружений главных балок крана при снижении прочности до допустимого значения.

5.13.6. По результатам технического диагностирования ПС и оценки его остаточного ресурса может быть принято одно из следующих решений:

продолжение эксплуатации ПС на паспортных характеристиках до следующего экспертного обследования;
продолжение эксплуатации ПС с ограничением характеристик до следующего экспертного обследования;
ремонт ПС (полнокомплектный, капитально-восстановительный);восстановление работоспособности ПС технически сложно (или экономически нецелесообразно). ПС подлежит списанию.

5.14. Оформление результатов экспертного оборудования

5.14.1 Итогом экспертного обследования является заключение экспертизы промышленной безопасности ПС, форма и содержание которого приведены в приложении 23. Срок проведения следующего обследования назначается исходя из рекомендаций, приведенных в приложении 24.

5.14.2. Заключение составляется экспертной комиссией и подписывается с руководителем экспертной организации, заверяется печатью, прошивается с указанием количества сшитых страниц и передается владельцу ПС.

5.14.3. После окончания работ по экспертному обследованию инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией данного ПС совместно с председателем комиссии вносят в раздел паспорта "Запись результатов технического освидетельствования" запись следующего содержания:*

----------------------------------------------------
[Наименование экспертной организации]
(имеющий лицензию №________от_________, выданную ________ ), провел экспертизу промышленной безопасности ПС. При экспертизе промышленной безопасности ПС проведено его полное техническое освидетельствование. ПС испытано статической нагрузкой ... т и динамической нагрузкой ... т. ПС испытание выдержало. На предприятии имеются ИТР, прошедшие проверку знания "Правил", а для обслуживания ПС - обученный и аттестованный персонал.

ПС соответствует требованиям промышленной безопасности и допускается к дальнейшей эксплуатации. Разрешение на пуск в работу плучить в установленном порядке.**

Председатель комиссии
(эксперт, специалист III уровня)

ИТР по надзору

----------------------------------------------------

*Форма записи уточняется в зависимости от типа подъемного сооружения (сведения о прогибах, стреловом оборудовании, числе лебедок).
** Разрешение на пуск в работу выдает ИТР по надзору за безопасной эксплуатацией ПС (записть в паспорте), подтверждая его приказом руководителя (подразделения).

5.14.4. Владелец ПС передает заключение в территориальные органы Ростехнадзора для рассмотрения и утверждения в установленном порядке.

5.14.5. Решения, принятые в заключении, являются обязательными для владельца ПС. Заключение экспертизы является неотъемлемой частью эксплуатационной документации ПС.

Перечень нормативно-технических документов, используемых в ходе экспертизы.

1. Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97. № 116-Ф3 (Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 30. Ст3 3588).

2. Положение о порядке продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах (РД 03-484-02). М.: Федеральное государственное унитарное предприятие "Научно-технический центр по безопасности и промышленности", 2005. Сер. 03. Вып. 21.

3. Положение по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения (РД 10-528-03) // Промышленная безопасность при эксплуатации грузоподъемных кранов-манипуляторов: Сборник документов. М.: Федеральное государственное унитарное предприятие "Научно-технический центр по безопасности и промышленности", 2005. Сер. 10ю Вып. 22.

4. Правила проведения экспертизы промышленной безопасности (ПБ 03-246-98), с Изменением № 1 [ПБИ 03-490(24б)-02], утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 01.08.02 № 48 // Экспертиза промышленной безопасности: Сборник документов. М.: Федеральное государственное унитарное предприятие "Научно-технический центр по безопасности и промышленности". 2006. Сер. 26. Вып. 2.

5. Положение о порядке утверждения заключений экспертизы промышленной безопасности (РД 03-298-99), с Изменением № 1 [РДИ 03-530(298)-03], утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 09.04.03 №12 // Экспертиза промышленной безопасности: Сборник документов. М.: Федеральное государственное унитарное предприятие "Научно-технический центр по безопасности в промышленности", 2006. Сер. 26. Вып. 2.

6. Общие правила промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов (ПБ 03-517-02).

7. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00).

8. Правила устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек) (ПБ 10-611-03).

9. Правила устройства и безопасной эксплуатации строительных подъемников (ПБ 10-518-02).

10. Правила устройства и безопасной эксплуатации кранов-трубоукладчиков (ПБ 10-157-97), с изменением № 1 [ПБИ 10-371(157)-00], утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 21.07.00 №43.

11. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов-манипуляторов (ПБ 10-257-98)

12. Правила устройства и безопасной эксплуатации пассажирских подвесных и буксировочных канатных дорог (ПБ 10-559-03).

13. Правила устройства и безопасной эксплуатации эскалаторов (ПБ 10-77-94) с изменениями и дополнениями №1.

14. Правила устройства и безопасной эксплуатации платформ подъемных для инвалидов (ПБ 10-403-01).

15. Правила устройства и безопасной эксплуатации фуникулеров (наклонных подъемников), утвержденные постановлением Госгортехналзора России 18.06.92г.

16. Рекомендации по проведению испытаний грузоподъемных машин (РД 10-525-03).

17. Рекомендации по экспертному обследованию грузоподъемных машин. Общие положения (РД 10-112-1-04).

18. Руководящий документ по оценке остаточного ресурса кранов мостового типа (РД 24-112-5Р).

19. Краны стреловые общего назначения. Дополнение к РД 10-112-2-97 "Методические указания по обследованию грузоподъемных машин с истекшим сроком службы". Часть 2. Краны стреловые самоходные общего назначения (РД 10-112-2-02Д).

20. Руководящий документ по оценке остаточного ресурса портальных кранов (РД 24-112-4Р).

21. Оценка остаточного ресурса грузоподъемности кранов. Методические указания (МУ 22-28-05-99).

22. Комплексное обследование крановых путей грузоподъемных машин. Часть 1. Общие положения. Методические указания (РД 10-138-97), с изменением № 1 [РДИ 10-349(138)-00], утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 30.03.00 № 12.

23. Пути наземные рельсовые крановые. Проектирование, устройство и эксплуатация (СП 12-103-03).

24. Конструкция, устройство и безопасная эксплуатация рельсовых путей башенных кранов (РД 22-28-35-99).

25. Временные рекомендации по устройству и безопасной эксплуатации наземных крановых путей (ВРД50:48:0075.01.02).

26. Временные рекомендации по устройству и безопасной эксплуатации надземных крановых путей (ВРД50:48:0075.03.02).

27. Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству и безопасной эксплуатации (РД 10-33-93), с изменением № 1 (РД 10-231-98). утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 08.09.98 №57.

28. Инструкция по визуальному и измерительному контролю (РД 03-606-03).

29. Подъемно-транспортные машины. Материалы для сварных металлических конструкций (РД 24.090.52-90).

30. Правила устройства электроустановок (извлечения). М.: Федеральное государственное унитарное предприятие "Научно-технический центр по безопасности в промышленности". 2005.

31. Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей. М.: Федеральное-государственное унитарное предприятие "Научно-технический центр по безопасности в промышленности". 2005. Сер. 17. Вып. 7.

32. Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок (ПОТ РМ-016-2001) (РД 153-36.0-03.150-00). С Изм. и доп. 2003 г. М.: Федеральное государственное унитарное предприятие "Научно-технический центр по безопасности в промышленности". 2005. Сер. 17. Вып. 6.

33. Определение группы классификации (режима) кранов и механизмов в целом по ИСО 4301/1 (ПБ 10-382-00. Приложение 4).

34. ГОСТ 25546-82*. Краны грузоподъемные Режимы работы.

35. ГОСТ 25835-83* Краны грузоподъемные. Классификация механизмов по режимам работы.

36. ГОСТ 28609-90. Краны грузоподъемные. Основные положения расчета.

37. ГОСТ 29266-91 (ИСО 9373-89). Краны грузоподъемные. Требования к точности измерений параметров при испытаниях.

38. ГОСТ 22045-89*. Краны мостовые электрические однобалочные опорные. Технические условия.

39. ГОСТ 27584-88*. Краны мостовые и козловые электрические. Общие технические условия.

40. ГОСТ Р 51248-99. Наземные рельсовые крановые пути. Общие технические требования.

41. Словарь общих терминов и определений по подъемным сооружениям. 2003 г. Одобрен Научно-методическим советом по подъемным сооружениям Госгортехнадзора России 16.04.03.

42. Терминологический словарь по промышленной безопасности. М.: ФГУП "НТЦ" "Промышленная безопасность Госгортехнадзора России", 2004.


Текст приложения смотрите в документах в формате djvu и pdf