РД 50:48:0075.01.05
Рекомендации по устройству и безопасной эксплуатации
наземных крановых путей
Статус документ: Действует
«Рекомендации по устройству и безопасной
эксплуатации наземных крановых путей»
утверждены научно-техническим советом
НПЦ « Путь К» 25.09.2002
«Рекомендации по устройству и безопасной эксплуатации
наземных крановых путей» согласованы с Федеральной
службой по экологическому технологическому и атомному
надзору письмом № 09-03/896 от 06.05.2005 г.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. “Рекомендации по устройству и безопасной эксплуатации наземных крановых путей”*, предназначены для объединений, организаций и предприятий независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности.
1.2. Рекомендации устанавливают порядок устройства верхнего и нижнего строения путей и приемки их в эксплуатацию при производстве работ и разработке проекта установки козловых, башенных и портальных кранов любых конструкций.
1.3. Настоящие Рекомендации распространяются на наземные крановые пути с деревянными и железобетонными полушпалами, а также на пути с продольными железобетонными опорными элементами (плиты, балки) и монолитными железобетонными основаниями.
1.4. Порядок надзора за устройством и эксплуатацией наземных крановых путей необходимо осуществлять в соответствии с “Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов” (ПБ-10-382-00)**, утвержденными Постановлением Госгортехнадзора. России 30.12.92 г. № 98
1.5. В Рекомендациях изложены порядок и нормы проектирования, устройства и безопасной эксплуатации, а также методы контроля технического состояния наземных крановых путей, козловых, башенных и портальных кранов (ГОСТ 13556, ГОСТ 22827, ГОСТ 27584 групп режима работы крана от А1 до А8 по ГОСТ 25546).
1.6. Рекомендации распространяются на крановые пути, эксплуатирующиеся как в обычных, так и специфических условиях:
в районах с низкими температурами, повышенными ветровыми нагрузками и сейсмичностью, СНиП 2.01.01, СНиП II - 7, ГОСТ 15150;
в местностях с карстовыми явлениями;
на слабых или переувлажненных и заболоченных грунтах, и заболоченных местах;
на макропористых посадочных грунтах;
на пути со снежными балластными призмами и в районах вечно мерзлых грунтов;
на косогорах с поперечным уклоном свыше 1:10;
непосредственно на конструкциях строящихся объектов;
на участках перегона кранов от объекта к объекту;
на криволинейных участках пути.
1.7. Крановые пути, работающие в специфических условиях, устраиваются по специальным проектам, при разработке которых необходимо учитывать положения настоящих рекомендаций и дополнительные данные, вытекающие из специфических условий эксплуатации кранов.
1.8. Основные термины и определения, а также перечень нормативной документации, на которые имеются ссылки в Рекомендациях, даны в приложениях 1,2.
1.9. В организациях-владельцах крановых путей постоянно хранится комплект эксплуатационной документации - паспорт (проект, акты, журналы и т.д.)
1.10. Рекомендации настоящего документа учитываются работниками организаций при проектировании и эксплуатации наземных крановых путей.
2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ НАЗЕМНЫХ КРАНОВЫХ ПУТЕЙ
2.1. Проект разрабатывается в соответствии с нормами, регламентируемыми «Правилами по кранам» (ПБ 10-382-00), Правилами устройства электроустановок (ПУЭ), настоящими Рекомендациями, нормативно-технической и конструкторской документацией, согласованной и утвержденной в установленном порядке.
2.2. Проект разрабатывается с учетом геологического состояния грунтов и геодезической съемки основной площадки, проекта производства работ краном (ППРК), а также классификации крановых путей, определяемой в соответствии с Приложением 3.
2.3. Проект включает следующие этапы разработки в соответствии с ГОСТ 2.103:
техническое задание;
техническое предложение;
технический проект;
рабочую конструкторскую документацию.
Порядок разработки этапов и содержание входящих в них разделов определяется ГОСТ 2.701.
При необходимости допускается в содержание вводить новые или объединять разделы между собой.
2.4.Состав проекта включает:
прочностной расчет пути и его элементов;
конструкторскую документацию на элементы путевого оборудования;
проект заземления;
план водоотвода с основной площадки;
продольный профиль по осям направляющих;
поперечный профиль характерных сечений (выемка, нулевое место, насыпь);
технические условия (ТУ) на крановый путь и на изготовление его отдельных
элементов;
программу и методику испытаний кранового пути и его элементов;
паспорта на крановый путь и его элементы (Приложение 4);
в отдельных случаях в состав проекта крановых путей необходимо включать
проект на установку крана.
2.5. Специальный проект разрабатывается для путей, работающих в специфических условиях (см п. 1.7 настоящих Рекомендаций) и при устройстве переезда через пути для наземного транспорта.
2.6. Расчет наземного кранового пути и его элементов включает проверку прочности, устойчивости, упругой податливости от воздействия невыгодного сочетания вертикальных и горизонтальных нагрузок с учетом количества колес в опоре крана. Основы расчета приведены в Приложении 5.
2.7. Расчетные сопротивления материалов проектируемых элементов пути, следует принимать, по таблице П.5.1, Приложения 5.
2.8. Нагрузки от колеса крана на направляющую определяются с учетом:
массы крана;
массы грузозахватного органа;
массы груза;
положения грузозахватного органа с грузом;
сил инерции;
ветровой нагрузки;
сил перекоса и горизонтальных поперечных нагрузок.
2.9. Тип направляющих, опорных элементов, материал и толщина балластной призмы, а также упругая просадка определяются расчетом по несущей способности элементов кранового пути с учетом класса нагружения, коэффициента условия работы, влияния вертикальной нагрузки от соседних колес. Упругая расчетная податливость пути не должна превышать значений указанных в Приложении 5.
2.10. С целью сокращения сроков и трудоемкости монтажа, демонтажа и перебазировки крановых путей, срок эксплуатации которых не более года, конструкцию элементов верхнего строения пути рекомендуется выполнять в виде инвентарных секций.
2.11. При разработке проекта путей необходимо обеспечить нормативные величины расстояния между выступающими частями крана и строениями, штабелями грузов, грузами и рабочими площадками, где могут находиться люди.
2.12. Расстояние по горизонтали между выступающими частями крана, передвигающегося по наземным крановым путям, и строениями, штабелями грузов и другими предметами, расположенными на высоте до 2000 мм от уровня земли или рабочих площадок, устанавливается не менее 700 мм, а на высоте более 2000 мм - не менее 400 мм. Расстояние по вертикали от консоли противовеса, или от противовеса расположенного под консолью башенного крана, до площадок, на которых могут находиться люди, устанавливается не менее 2000 мм.
2.13. Укладка путей для установки кранов в охранной зоне воздушных линий электропередачи согласовывается с владельцем линии. Разрешение на укладку путей для установки крана хранится вместе с проектом производства работ краном (ППРК) в паспорте кранового пути.
2.14. При установке крана на эксплуатирующийся крановый путь последний проверяется расчетом на допускаемость такой нагрузки и соответствие габаритных размеров.
2.15. Проект установки крана может разрабатываться как на отдельных чертежах, так и на чертежах стройгенплана и вертикальной планировки.
2.16. На чертеже стройгенплана необходимо указать:
номер типового проекта кранового пути;
оси привязки направляющих;
участок кранового пути для стоянки крана в нерабочем состоянии;
наличие коммуникаций;
положение и направление уклонов водоотводных канав;
номер и кем выдано удостоверение исполнителю на разработку проекта.
2.17. На чертеже вертикальной планировки (рис П. 6.2. Приложение 6) указывается:
конструкция земляного полотна кранового пути;
тип грунта основной площадки, планировочных насыпей - подсыпки,
распределительной насыпи;
основные размеры элементов земляного полотна;
направление и величины уклонов;
проектная высотная отметка;
при наличии коммуникаций представить расчет.
В проекте на земляное полотно необходимо указать количество и толщину уплотняемых слоев, уплотняющий механизм и количество проходов уплотнения.
2.18. Размещение путей козловых, башенных и портальных кранов на площадке определяется конструктивной схемой обслуживаемого объекта и технологией производства работ.
2.19. Протяженность кранового пути принимается исходя из условий обслуживания краном всей рабочей зоны, предусмотренной ППРК. Минимальная длина кранового пути определяется из условий его ремонтопригодности при подъеме и рихтовке.
2.20. Проектирование путей портальных кранов производится с учетом всех особенностей грунта и состояния береговых гидротехнических сооружений.
2.21. Основные параметры и размеры кранового пути определяются по формулам:
a) минимальная длина Lкпmin кранового пути -
на полушпалах Lкпmin = 2 (Гкр+Lт+0,5) (1)
из инвентарных секций Lкпmin =2 (Гкр+Lт+0,5) + Lзв
где 2 (Гкр + Lm + 05) > Lзвn (2)
Lт - длина тупикового упора, м;
Гкр -габарит крана вдоль кранового пути, м;
0,5-расстояние от тупиковых упора до конца направляющей или середины последней полушпалы, м;
Lзв - длина инвентарного звена, м;
2 - константа;
n - целое число.
б) минимальная длина земляного полотна Lзпmin, м:
Lзпmin > Lкпmin+ (hбп+ Кбпп + Кзпп) * 2; (3)
Lкпmin - минимальная длина кранового пути, м;
Кбпп - ширина плеча балластной призмы, м;
Кзпп - ширина плеча земляного полотна, м;
hбп - высота балластной призмы под опорным элементом, м;
2 - коэффициент.
с) минимальная ширина земляного полотна в Вз под одной ниткой кранового пути:
Вз = l оэ+ 3 hбп + 1200; (4)
где l оэ - размер опорного элемента поперек кранового пути, м;
hбп - высота балластной призмы под опорным элементом, м;
1200 - константа, включающая ширину плеч балластной призмы и земляного полотна, м;
3 – коэффициент.
г) Основные показатели верхнего строения пути:
Lбпmin = Lкпmin + 5 Кбпп (5)
где Lбпmin - длина балластной призмы, м;
Lкпmin - минимальная длина кранового пути, м;
Кбпп - ширина плеча балластной призмы;
5 - коэффициент.
Ширина плеча земляного полотна Lзпп должна быть не менее 0,4 м.
Высота балластной призмы должна быть не менее 0,1м;
Ширина плеча балластной призмы должна быть не менее 0,2 м;
Минимальная ширина балластной призмы (Вбп) определяется по формуле, м:
Вбп = Iоэ + 0,4; (6)
где, 0,4 - константа, включающая две ширины балластной призмы, м.
ж) Объем материала балластной призмы рассчитывается по формуле:
Vб = 1,3 * 2 * Lбп * hб (Вбп + 0,5 hбп) (7)
где hбп - требуемая высота балласта под опорным элементами, м;
1,3 - коэффициент, величина, учитывающая уплотнение балласта и его потери при устройстве балластной призмы;
2 - число раздельных балластных призм;
Lбп - длина балластной призмы, м;
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСТРОЙСТВУ НАЗЕМНЫХ КРАНОВЫХ ПУТЕЙ
3.1. Общие рекомендации
3.1.1. Принято, чтобы наземный крановый путь соответствовал проекту, а также положениям “Правил по кранам” (ПБ 10- 382-00) и настоящих Рекомендаций.
3.1.2. Наземный крановый путь включает нижнее, верхнее строение и путевое оборудование.
Общий вид (план), продольный и поперечный профиль наземного кранового пути с обозначением основных элементов и размеров показан на рис.П 6.1( Приложение 6)
Примерные поперечные профили крановых путей различных конструкций приведены на рис. П 6.2 – П.6.6 - Приложение 6.
3.1.3. Все отступления от проекта и настоящих Рекомендаций согласовываются владельцем пути с организацией разработчиком проекта и Ростехнадзором.
3.1.4. Все земляные работы, связанные с прокладкой подземных коммуникаций, заканчиваются к началу возведения земляного полотна.
3.1.5. Для обеспечения контроля планово-высотного положения элементов кранового пути в процессе его устройства и эксплуатации он оборудуется знаками геодезической основы - реперами, створными знаками и т.п. Крановые пути, срок эксплуатации которых не превышает один год, могут быть оборудованы временными закрепляющими знаками (репер, створные знаки и т.п.).
3.2. Рекомендации по нижнему строению пути
3.2.1. В состав нижнего строения наземного кранового пути входят земляное полотно и водоотвод.
3.2.2. Каждая нитка верхнего строения наземного кранового пути размещается на самостоятельном или общем земляном полотне.
3.2.3. Перед возведением земляного полотна необходимо выполнить следующие подготовительные работы:
очистить площадку от строительного мусора, посторонних предметов, а в зимнее время, от снега и наледи;
установить на местности разбивочные знаки (оси кранового пути и направляющих, высотные отметки-реперы и полосы отвода).
3.2.4. Земляное полотно возводится из основного или насыпного грунта, или из их смеси. В последнем случае грунт может быть песчаным или однородным с основным. Откосы в месте примыкания насыпного грунта должны быть 1:1,5.
3.2.5. При возведении земляного полотна из насыпного грунта необходимо использо-вать местные грунты и отходы металлургических, горнодобывающих и других производств, отвечающих рекомендациям, предъявляемым к грунтам земляного полотна.
3.2.6. Насыпной грунт укладывается слоями с обязательным послойным уплотнением. Способ уплотнения и толщина уплотняемого слоя определяется в зависимости от вида и естественной плотности грунта, а также от вида и типа грунтоуплотняющих машин и оборудования (см. табл. 3.1.).
* далее по тексту - Рекомендации
** далее по тексту – Правила по кранам
Полный текст помжно посмотреть по ссылкам ниже:
РД 50:48:0075.01.05 Рекомендации по устройству и безопасной эксплуатации наземных крановых путей скачать PDF
РД 50:48:0075.01.05 Рекомендации по устройству и безопасной эксплуатации наземных крановых путей скачать DOC